Программа
деятельности
детской общественной организации
«Школьный
мир»
Структура программы
1.
Пояснительная записка
2.
Цели, задачи, актуальность, ожидаемый результат
3.
Методическое обеспечение программы
4.
Содержание программы и механизм реализации
5.
Кадровое обеспечение программы
6.
Результативность реализации программой деятельности ДОО «Школьный мир»
7. Механизм оценки, критерии и показатели реализации программы.
1.Пояснительная
записка
Говорят человек бывает счастливым, когда он живет
добрыми воспоминаниями о своем детстве, а опорой в жизни является мир детских
впечатлений. Детство подобно расплавленному металлу,
который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство
пройдет, человеческий материал делается твердым, и его нельзя уже после
плавить, а можно только слегка подскоблить» - эти слова Ж. Рамбоссона помогают
лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз
ответственности, который лежит на плечах взрослых.
Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку
с взрослыми и как важно вымостить его кирпичиками счастья. А
проявить свое творчество, сформировать свою гражданскую позицию ребенок может в
коллективе. И таким коллективом для него является ДОО. Работа в детской организации готовит подростков к
последующей гражданской
деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и
реализовывать запланированное, а так же нести ответственность за свою деятельность. Дети
учатся сотрудничеству,
как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только выражения, но и
защиты своих прав и интересов. Данная программа разработана с учетом потребностей детей.
Принципы, положенные в ее основу, учитывают,
прежде всего, интересы детей:
1. Принцип гуманизма и демократии –
отношения в организации основаны на честности, уважении, доброжелательности.
2. Принцип добровольности и самостоятельности
– члены организации могут свободно войти в организацию и выйти из нее, свободно
выбирать методы и формы деятельности, дети работают в коллективе, действуют
самим, не дожидаясь призыва, имеют возможность сами выбирать себе партнеров для
проведения дела, имеют возможность выбирать направление по интересам, переходя
из одного в другое.
3. Принцип творческой активности – ориентация
на личностные и общечеловеческие ценности, реализация творческого потенциала
каждого и развитие социально – положительных черт в нравственной,
художественной, духовной культуре ребенка.
4. Принцип непрерывности – возможность
реализовать данную программу не только в течении учебного года, но и в каникулярное
время.
5. Принцип деятельностного подхода –
деятельность, в первую очередь социально – значимая, средство и решающее
условие развития всех членов ДОО.
Программа деятельности детской общественной
организации «Новое поколение» разработана в соответствии с Федеральным
законом «Об общественных объединениях»,
локальными правовыми актами - Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах
ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Программой развития МАОУ «Алдиаровская
средняя общеобразовательная школа», Уставом ДОО «Школьный мир».
Программа рассчитана на
детей и подростков от 8 до 16 лет и направлена на создание благоприятных
условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, является
комплексной 3-х годичной.
2.Цели, задачи, актуальность, ожидаемый
результат программы
Цель
программы:
Повышение степени самостоятельности
детей и подростков, адаптация их в обществе, способность принимать на себя
ответственность, воспитание социально-активной личности.
Задачи:
Воспитательные:
-формирование
мотивов социальной деятельности;
-выявление и подготовка лидеров, создание
условий для формирования лидерских качеств, развития лидерства.
Образовательные:
-
формирование социальных умений в
политической, экономической и духовной сферах;
-
формирование потребности в высоких
культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
-
развитие организаторских способностей;
-
приобретение опыта человеческого
общения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
-
развитие внутренней свободы, способности
к объективной самооценке;
- развитие чувства собственного достоинства, самоуважения;
-
развитие природных задатков и
творческого потенциала каждого Гражданина Организации.
Актуальность
программы:
Детство подобно
расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои
очертания. Но лишь детство пройдет, человеческий материал делается твердым, и
его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить» - эти слова Ж.
Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека,
почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.
Детство – это отрезок
большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми и как важно вымостить
его кирпичиками счастья. Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в
сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих
взаимоотношений, духовности, экономике, политике, полностью реализовал себя как
личность. Ответить на эти вопросы,
создать условия для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом
поможет деятельность детского объединения «Школьный мир». Актуальность
Программы заключается в ее соответствии конкретном историческим и
социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного
заказа на воспитание социально-активной личности.
Работая по данной
программе, члены детской организации получают:
· интересную
жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;
· возможность
проявить себя, показать свои способности и таланты;
· выполнение
реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;
· участие
в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и
возможность быть избранными в них;
· возникновение
таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах
доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.
В процессе реализации
программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с
окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.
В основу программы
положены следующие воспитательные методы:
-
вовлечение в деятельность;
-
стимулирование;
-
сотрудничество;
-
доверие;
-
открытый диалог;
-
свобода выбора;
-
увлечение;
-
коллективный анализ и оценка;
-
контроль, самоконтроль и самооценка
деятельности и поведения;
-
личный пример.
Программа разработана с
учетом вариативности, то есть не только отвечает интересам детей, но и
учитывает изменения окружающей жизни.
Ожидаемый
результат:
В процессе
реализации программы члены ДОО «Школьный мир» должны:
· приобрести
социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей
интеллектуально-эмоциональной сферы;
· повысить
свою социальную активность;
· расширить
сферы деятельности и освоить новые виды деятельности
· развить
свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества
каждого;
Изменение уровня
нравственных ценностных ориентаций, качества знаний,
умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят
оценить следующие мероприятия:
· анкетирование,
проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДОО «Школьный мир» (в ходе
программы и по окончании);
· беседы,
интервью с членами ДОО, педагогами, родителями.
· социологический
опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка
(в течение и в конце реализации программы);
· включение
педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;
· включенное
и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ
общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
· метод
творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
· проведение
итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
· анализ
документации по проекту, программных документов детского объединения.
Критерии и показатели
реализации программы:
Воспитательно-образовательные:
1.
Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2.
Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном
выражении):
Категории роста
3 категория |
«Знаю» |
«Активист» |
Знает
формы и методы работы в ДОО, ее Устав; владеет методикой проведения разнообразных мероприятий; усвоил теорию
Программы, принимает участие в ключевых мероприятиях. |
2 категория |
«Умею» |
«Деятель» |
Готовит
мероприятия по каждой сквозной программе; разрабатывает сценарии, вносит предложения по улучшению деятельности.
первичного объединения |
1 категория |
«Делаю» |
«Лидер» |
Является
представителем какого-либо направления; участвует в проведении КТД; анализирует и корректирует деятельность ДОО. |
3.
Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным
причинам.
4.
Косвенные:
а)
количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела,
мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.);
б)
характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках
программы.
Социально-экономические:
1.
Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность);
2.
Психологический комфорт участников (%);
3.
Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).
3.Методическое
обеспечение программы
Осуществляется
по следующим направлениям:
1.
Адаптация федеральных, республиканских программ детского движения к условиям
деятельности детской общественной организации «Школьный мир»
2. Разработка авторских программ по направлениям
деятельности детской организации «Школьный мир»;
3.Программа
обучения органов самоуправления детской общественной организации «Школьный мир»;
4.Семинары, практические занятия с
педагогами, классными руководителями
по проблемам детского движения;
5.Внедрение
новых форм деятельности детской организации (из опыта работы детских организаций республики,
России).
4.Содержание
программы и механизмы реализации.
Деятельность
детской организации «Школьный мир» строятся на основе документов:
1.Международная конвенция «О правах ребенка»
2. Закон РФ «Об общественных объединениях»
3. Устав районной общественной организации «Новое
поколение»
4. Положение
о детской общественной организации «Школьный мир»
Основные направления программы деятельности, предусмотренные
данной программой:
1.Экологическое:
Рассчитана на ребят всех возрастов, которые хотят лучше узнать природу
своей малой Родины, помочь сохранить окружающую среду.
Цель:
научиться жить в согласии с окружающей природой, жить по принципам.
Задачи:
-
«не навреди» - случайно оброненной спичкой, сломанной веткой, сорванным
цветком;
-
«если сможешь, помоги» - посади дерево, расчисть родник, убери мусор;
-
«наблюдай и изучай» - знай лекарственные растения, голоса птиц, грибы, редких
животных и насекомых;
- «умей» - ориентироваться на местности, читать
карту, ставить палатку, оказывать первую помощь.
Основные формы
деятельности:
-участие в озеленении школьного двора;
-акции, атаки - уборка экологически загрязненной местности;
-участие в конкурсах эколого-биологического
направления;
-оказание помощи зимующим птицам
2.Гражданско –
патриотическое.
Предусматривает
воспитание истинных патриотов нашей Родины, изучение истории Чувашского края,
возрождение традиций народа и семьи, изучение прав ребенка.
Цель:
Воспитание
любви и уважения к своей семье, стране, своему Отечеству, гордости за свой
родной край, знание истории и традиции своей малой родины, содействовать воспитанию правовой культуры и
законопослушного поведения.
Задачи:
-
воспитание детей и подростков на примере старшего поколения;
-
становление личностной позиции ребенка к понятию «наследник»;
-
бережное отношение к истории и культуре родного края.
-изучать
и пропагандировать
права детей и подростков
Основные формы
деятельности:
-
создание летописи объединения;
-встречи
с интересными людьми;
-посильная
помощь ветеранам труда, школе, селу;
-поисковая
работа; благотворительные акции ярмарки, концерты, вахта Памяти;
-изучение
истории родного края, деревни, сохранение народных традиций проведение экскурсий
по историческим местам Янтиковского района;
-проведение
и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах.
-выпуск
газеты «Личность. Мораль. Право.»
-выпуск
листовок, молний;
3. Художественно – эстетическое. Рассчитана на ребят всех возрастов,
направлена на приобщение детей к искусству.
В
досуговых мероприятиях раскрываются
творческие способности, выявляется их индивидуальность, активизируется
фантазия, инициатива и изобретательность. В социокультурных условиях нашей
школы ребята реализуют себя, прежде всего, в театральном искусстве; постепенно
из их числа выделяются группы учащихся, которые хорошо читают стихи, прозу,
могут рисовать. Постепенно во взаимосвязи с художественно-творческой
деятельностью формируются у членов общественной организации «Школьный мир»
основы культуры общения, гуманистически направленное межличностное
взаимодействие.
Цель: Содействовать развитию творческих способностей
детей через организацию и проведение интеллектуальных и творческих дел и
мероприятий.
Задачи:
-выявление
творчески способных детей через внеклассные мероприятия;
-создание
среды для реализации потребностей детей и подростков в самосовершенствовании,
саморазвитии;
-организация
содержательно емких досуговых мероприятий;
-способствовать
созданию имиджа, стиля детской организации.
Традиционные дела:
-
организация выставок творческих работ (авторских и коллективных)
-
игра – путешествие «В мир профессий»
- концерт
презентация «Парад звезд»
-
КВН
Этапы реализации программы
Программа деятельности детского общественного
объединения «Школьный мир » реализуется в три этапа:
I этап –
подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая
деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в
деятельности объединения посредством опроса, анкетирования, проведения
разовых мероприятий и нетрадиционных дел)
II этап
– практический, предполагает определение, учитывая собранную информацию,
традиционных дел ДОО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта
социального общения со сверстниками, жителями села.
III этап
– аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных
данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации
программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач детского
общественного объединения «Школьный мир»
Методы реализации программы:
· анкетирование, диагностики;
· беседы, интервью;
· наблюдение;
· интерактивные методики;
· обучающие семинары;
· практические занятия, тренинги;
· коллективные творческие дела и акции;
· игры и игровые программы.
Механизмами реализации
программы являются следующие виды деятельности:
· патриотическая (встречи и помощь ветеранам труда и труженика тыла,
встречи с участниками локальных конфликтов)
· трудовая (благоустройство школы, села)
· творческая (написание сценариев, проектная деятельность);
· коммуникативная (работа с социумом, встречи с интересными людьми);
· волонтерская деятельность (работа с детьми-сиротами и детьми из
семей, находящихся в социально опасном положении, работа с учащимися по
пропаганде здорового образа жизни);
· туристическая (походы и
соревнования).
Приоритетная
форма деятельности – участие в социально значимых делах.
Основные формы деятельности:
Реализуя принцип добровольности и самостоятельности, в рамках данной
программы нет обязательных форм деятельности. Но, опираясь на предыдущий опыт
деятельности нашей ДОО, приоритетными являются:
Социально
– значимые дела по различным направлениям деятельности в
зоне действия ДОО, а так же в селе Алдиарово (акции, трудовые десанты, операции
творческие, трудовые и гражданско – патриотической направленности, концерты для
ветеранов, детей с ограниченными возможностями и т.д.)
Коллективно
– творческие дела по различным направлениям
деятельности:
1.Трудовые коллективно – творческие дела
вырабатывают у ребят свое отношение к труду, приносящему радость жизни;
воспитать умение и привычку на деле заботиться о людях и работать
самостоятельно:
«Трудовое дело», «Дело заботы», «Никто не забыт, ни
что не забыто».
2. Познавательные коллективно – творческие дела
развивают любознательность, находчивость, творческое воображение и товарищескую
взаимопомощь; объединяет взрослых и детей в едином деле:
«Игра - дело серьезное», «В мире знаний».
3.Художественные коллективно – творческие дела – это
драматическое творчество и поэзия, различные виды изобразительного искусства,
вокал, музыка, хореография.
Художественные коллективно – творческие дела
позволяют развивать художественно – эстетический вкус у детей, воспитывая
интерес к духовной культуре и искусству, желание попробовать себя в творчестве:
«Снежная сказка», «Туристическими тропами», «Никто
не забыт, ни что не забыто».
4.Организаторские коллективно – творческие дела развивают организаторские способности детей,
учат находить выход из различных ситуаций:
«Поиск», «Содружество».
Любое практическое дело - будь оно трудовым,
познавательным или художественным – становится коллективным и творческим только
в настоящей совместной организаторской деятельности. Таким
образом: происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и
социального интереса участников программы; члены детского объединения
включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания,
умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация
эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения на
основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных
проблем в селе.
Детская общественная организация «Школьный мир»
имеет следующую структуру: высшим
органом детской общественной организации является СБОР, который созывается не реже одного раза в год. Решение о созыве принимается на основе
заявления ребят и решения Парламента детской организации. Сбор решает любые
вопросы жизнедеятельности организации (принимает Устав, заслушивает отчет и
обсуждает его, может принять решение о прекращении деятельности организации). В
период между сборами руководящими и организующим органом является Парламент, который собирается не реже одного раза в месяц. Парламент состоит
из министерств. Возглавляет Парламент президент, который избирается из числа
членов ДОО открытым голосованием. Детская общественная организация «Школьный
мир» состоит из семи министерств:
1.
Министерство образования
2.
Министерство информации
3.
Министерство общественного порядка
4.
Министерство милосердия
5.
Министерство культуры
6.
Министерство труда и экологии
7.
Министерство физкультуры и спорта
Формы
взаимодействия с социумом:
Детская организация «Школьный мир»
осуществляет сотрудничество с различными социальными и образовательными учреждениями:
-РДОО «Новое поколение»
-Алдиаровскоский дом
культуры
-Янтиковский ДЮЦ
-МАОУ «Алдиаровская
СОШ»
-Алдиаровское сельское
поселение
6.
Кадровое обеспечение программы
Заместитель директора по ВР - осуществляет
организационную, методическую и координационную функции.
Для успешной организации
деятельности детского общественного объединения планируется привлечь в качестве
консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы,
родителей, функции которых заключаются не в
опеке детей, а создании им условий для возникновения
потребности во взаимодействии с ними. в организации функции взрослых
можно сформулировать так:
-
расширять, углублять и дополнять знания учащихся;
- придавать
деятельности организации практическую направленность (участие в выставках, концертных программах,
соревнованиях, благотворительных акциях и т. д.);
-
защищать
Организацию от деструктивных сил;
-
выполнять
разнообразные защитные функции;
- создавать
творческую обстановку для работы организации.
Таким образом, взрослые являются
неформальными лидерами Организации.
Данная программа может
быть реализована при наличии:
-работоспособного Совета
организации;
-заинтересованного руководителя, занимающегося
проблемами организации;
-финансирования
организации заинтересованными учреждениями, организациями;
-помещения для работы
Совета ДОО «Школьный мир»
-создание методической базы для работы организации;
- необходимого оборудования и инвентаря.
Предполагаемые затраты.
1.Транспортные расходы (проезд
до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций).
2.Питание во время
туристических походов.
3.Приобретение необходимого
оборудования.
4.Приобретение инвентаря и
расходных материалов для благоустройства. 5.Приобретение канцелярских товаров,
фотопленки, компакт дисков, игрового и спортивного инвентаря, фотопечать.
6.Работа в сети Интернет.
7. Результативность реализации
программной деятельности
Реализация
программы позволит участникам:
1.
Участвовать в общественно-значимой
деятельности школы, формировать свою гражданскую позицию, любовь к Родине,
оказывать помощь ветеранам и пожилым людям.
2.
Реализовать свои интересы и потребности
3.
Учиться самостоятельности, планированию
и анализу творческих дел для себя и для младших ребят;
4.
Попробовать свои силы, как в роли
организатора, так и в роли исполнителя;
5.
Развивать коммуникативные навыки
общения, которые могут использоваться в различных конкурсах, викторинах,
посиделках, круглых столах.
6.
Приобретать более широкую сферу общения
со сверстниками.
7.
Участвовать в художественной
самодеятельности.
8.Механизм оценки
Мониторинг
Изменение уровня
нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также
результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие
мероприятия:
- анкетирование, проведение диагностик ценностных
ориентаций членов ДОО «Школьный мир» (в ходе программы и по
окончании);
- беседы, интервью с членами ДОО, педагогами,
родителями.
- социологический опрос и беседы с теми людьми,
которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце
реализации программы);
- включение педагогов в анализ и проектирование
хода мероприятий;
- включенное и невключенное наблюдение за ходом
деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия
в мероприятиях;
- метод творческих сочинений и репортажей по
вопросам реализации программы;
- проведение итоговых мероприятий, фестивалей,
конкурсов;
- анализ документации по проекту, программных
документов детского объединения.
Критерии и
показатели реализации программы
Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные
группы)
2. Динамика показателей
уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
не умел - научился,
не знал - узнал,
не имел - приобрел
3. Количество детей,
прекративших участие в реализации программы по различным причинам.
4. Косвенные:
а) количество различных
продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы,
учёбы, создание информационного поля и т.д.);
б) характер и число
реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.
Социально-экономические:
1. Показатели социальной
адаптации (правонарушения, успеваемость, активность);
2. Психологический комфорт
участников (%);
3. Популярность (рейтинг) ДО
в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).