Формирование здорового образа жизни у младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

 

                                                                                                                      С.Ф.Константинова,

                                                                                                             учитель начальных классов

Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 15 % – от наследственных факторов, на 20 % от окружающей среды, на 55 % – от самого человека.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная во все времена.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет задуматься о том, как же формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по улучшению здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Здоровье учащихся – одна из основных проблем современной жизни.

Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль.

Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме.    Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
            Физическая культура – это естественно - биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
            Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

На уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях учителя ведут систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся. Она заключается в следующих моментах:

1.                 На уроках физической культуры:

- проведение занятий с элементами ритмической гимнастики:

Эффективна гимнастика в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость

Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.

- формирование осанки:

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
            Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь.

Осанка формируется, прежде всего, в ходьбе:

1.                  Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

2.                  Ходьба на носках, руки в различных положениях.

3.                  Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.

4.                  Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.

5.                  Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Так же следует контролировать осанку во время бега.

- дыхательные упражнения:

Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного напряжения вследствие нагрузки.  От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм сердца и циркуляции крови в организме. Поэтому основная цель дыхательных упражнений – выработать умение дышать правильно. Примеры дыхательных упражнений «Надуй шар», Цветочный магазин», «Косари» и др.

- организация домашних заданий:

Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением.

Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания.
           

2.Во внеурочное время:

·                    - Информационные и тематические классные часы на тему здорового и безопасного образа жизни.

Учителя систематически проводят с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Приведу примеры: Беседы “Береги свою жизнь”, Для чего нужна зарядка”, “Осторожно на дорогах!”, “Если хочешь быть здоров”. Классные часы, “Мои любимые игры”, “Мой режим дня – мой друг и помощник”, Игры “В гостях у Айболита”, “Здоров будешь – всё добудешь”, “Мы – ловкие, смелые, умелые”.

·                    - Также проводятся внеклассные мероприятия спортивного направления: «Подвижные игры», «А ну-ка, мальчики», «Быстрее, выше, сильнее», «День здоровья» и др.

·                    - Большую роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья. Поэтому с родителями систематически проводятся консультации и родительские собрания, на которых рекомендуется родителям упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом.

·                    - Также в каждом классе сформирован актив класса, куда входят «физорги», «старшие дежурные». Задача «физоргов» организовать на переменах активный отдых в виде подвижных игр, проведение физминуток. «Старшие дежурные» следят за внешним видом своих одноклассников, за соблюдением элементарных гигиенических норм.

·                    - Летнее оздоровление. Во время пришкольной площадки большая часть времени уделяется спортивно-оздоровительным мероприятиям.

Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

«Заразить здоровьем» - вот цель, к которой стремиться школа.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».