Диагностика как средство формирования и воспитания классного коллектива

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно. Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом. Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками. В этом году я стала классным руководителем 6 класса. Анализируя свою педагогическую деятельность, я решила, что работу в данном классе я буду строить совершенно по-иному. И начать решила с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Я пришла к выводу в необходимости использования диагностики.  Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате через диагностику я могу установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики в работе классного руководителя: 

1) начальная;

2) корректирующая ( текущая);

3) обобщающая (итоговая)

1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или по году, я, как классный руководитель, изучаю уровень воспитанности ученика.

Выявилось 3 основных варианта начальной диагностики:

а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;

 б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;

 в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

 

При первом варианте, так как это мой вариант , начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников.  Какие методы я использую в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе. Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью  выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников 6 класса.

1.      Что тебе нравится в школе, что не нравится?

2.      Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам(а) хочу учиться)

3.      Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)?

4.      По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

Метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях.

Метод беседы - более гибкий, чем опрос, способ изучения учащихся. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаю в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер (а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)

Я считаю, что не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы я в краткой форме записываю.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками                                     

 б) с учителями                     

 в) с родителями

г) с другими членами семьи                      

 д) с друзьями во дворе        

 е) для свободного ответа

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало или нет друзей                               

б) обижают, дразнят;          

 в) воруют вещи

г) бьют                                                         

д) не понимают моего внутреннего мира

е) нет общих интересов                             

ж) заставляют что-либо делать

з) держат в страхе                                       

 и) мне неинтересно с ними

к) требуют только хороших оценок         

 л) не видят моих хороших качеств           

м) ….?

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к товарищу по классу                           

  б) к товарищу вне класса              

  в) к маме

г) к отцу                                                       

 д) к др.родственнику                      

 е) к учителю

ж) …..?

  

Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

 

№п/п

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

1

Сверстники

Дразнят

Товарищи

 

 

 

 

Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

Итак, я считаю, что проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.