Медицинское обслуживание в школе

Медицинское обслуживание

   Одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ.

 

   Основная цель медицинского обслуживания в школе – это контроль состояния здоровья учащихся, оказание первой медицинской и доврачебной помощи.

 

   Медицинский блок  МАОУ  «Алдиаровская СОШ»  Янтиковского района Чувашской Республики состоит из лицензированных медицинского и прививочного кабинетов, оснащенных стандартным комплектом оборудования, которое обеспечивает организацию медицинского контроля развития и состояния здоровья школьников в соответствии с санитарными правилами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

 

Медицинская сестра: Никифорова Алина Николаевна

График работы: понедельник-пятница – 8.30-15.00 ч.

Адрес: с. Алдиарово, пер.Набережный, д. 14 (с пометкой "для медработника")

Телефон:   8 (83548) 2-12-37

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Организационная работа

Лечебно-оздоровительная работа

Медицинский контроль за физическим развитием обучающихся

Противоэпидемическая работа

Мероприятия по борьбе с педикулезом

Санитарно-просветительская работа

Профилактика ВИЧ-инфекций

Аналитическая работа

  

Ежегодно, на основании СанПиН, составляется план мероприятий по обслуживанию школьников, профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации, летней оздоровительной работе.

 

   Основные сведения о состоянии здоровья учащихся медработник  получает в результате ежегодных   углубленных медицинских осмотров детей.   Профилактические осмотры декретированных возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденных приказом главного врача детской поликлиники по графику.

 

   Данные осмотров регистрируются в индивидуальные карты развития школьников. Результаты углубленного осмотра заносятся мед. журнал, где указываются группа здоровья, медицинская группа по занятиям физкультурой в школе, номер парты. Ведётся мониторинг состояния здоровья учащихся. Если при углубленном осмотре у учащихся выявлены отклонения, требующие консультации специалиста, то они направляются в детскую поликлинику к участковому врачу и данному специалисту.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

Контроль соблюдения санитарно-гигиенических требований проводится на основании норм СанПиН 2.4.2.1178-02.

Контроль питания учащихся – ежедневный контроль качества пищи, результаты фиксируются в бракеражном журнале на пищеблоке.

Врачебно – педагогический контроль уроков физической культуры с определением моторной плотности урока. Ежегодно подготавливаются списки учащихся, освобожденных от занятий  физической культуры, относящихся к подготовительной группе.                                

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ОСТРЫХ  ЗАБОЛЕВАНИЙ  В  ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ  ПЕРИОД

специфическая профилактика учащихся – вакцинация против гриппа;

санитарно-просветительская работа.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, ПРОФИЛАКТИКЕ БЛИЗОРУКОСТИ:

физкультурные паузы;

гимнастика для глаз;

уроки здоровья;

подбор мебели в соответствии с ростом и состоянием зрения и слуха  обучающихся.

  

В школе   активно ведется санитарно-просветительская работа с учащимися. Проводятся беседы и лекции по вопросам личной гигиены, общественной гигиены и охраны окружающей среды, полового воспитания, организации режима дня школьника, основам рационального питания, профилактике травматизма, пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков.

   В процессе работы медработник прогнозирует тенденции изменения здоровья учащихся для внесения предложений по корректировке стратегии развития школы и последствия запланированной лечебно-профилактической работы.

 

   Одно из ведущих направлений работы школьного медработника – иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Вакцинация учащихся проводится согласно годовых и месячных планов. Прививки проводятся одноразовыми шприцами и иглами.

 

КАКИЕ ПРИВИВКИ  ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО СДЕЛАТЬ ШКОЛЬНИКУ

 

   В школьные годы прививок нужно сделать гораздо меньше, чем в первые два года жизни. Однако они не менее важны, поскольку социальная активность школьника намного выше, чем у грудного ребенка. Дети ходят не только в школу, но и в разные кружки и секции, ездят на общественном транспорте, и риск заражения намного возрастает.

 

В 6 лет проводится ревакцинация против кори, краснухи и эпидемического паротита (свинки).

В 6-7 лет прививают от дифтерии и столбняка (вторая ревакцинация) вакциной АДСМ. Эта вакцина аналогична вакцине АКДС, но из нее исключен коклюшный компонент.

В 7 лет делают ревакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ. Предварительно (за три дня до прививки) проводят пробу Манту, чтобы убедиться, что ребенок не инфицирован микобактериями туберкулеза.

После 14 лет

Ревакцинируют третий раз от дифтерии и столбняка. Далее эта прививка будет проводиться каждые 10 лет. Также делается третья ревакцинация против полиомиелита живой вакциной. И после пробы Манту туберкулинотрицательным детям проводится ревакцинация против туберкулеза.

Девочкам после 14 лет нужно обязательно сделать прививку от краснухи, если они ей не болели ранее.

А также проводится вакцинация против гепатита В тем, кому она не была проведена ранее.

В 15-17 лет проводится иммунизация против кори, если прививка не была сделана раньше или о ней не сохранились данные.

 

О гриппе

 

   Вакцинация против гриппа проводится каждый год по желанию родителей учеников. Обычно она делается осенью, когда возрастает число заболевших. Она не входит в календарь прививок, и делать ее необязательно. Но стоит отметить, что вакцина против гриппа снижает риск заражения и предотвращает развитие постинфекционных осложнений.

   Ежегодно в учебных заведениях проводится проба Манту, чтобы вовремя выявлять инфицированных туберкулезом детей.

 

ПРОГРАММА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ  И РОДИТЕЛЕЙ

Цель: охрана и укрепление здоровья  учащихся.

Задачи:

формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром;

улучшение физической и умственной работоспособности школьников;

 повышение сопротивляемости организма   учащихся;

формирование потребности   здорового образа жизни у  учащихся;

привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

выработка у  учащихся осознанного отношения к своему здоровью;

просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Содержание и формы работы

 

1. Гигиена тела:

Правила мытья рук.

Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями.

Индивидуальные и возрастные особенности кожи.

Уход за кожей лица и рук.

Правила выбора гигиенических средств ухода за телом.

Типы волос, уход за волосами.

Болезни кожи, связанные с нарушением правил гигиены.

Правила личной гигиены подростков.

Пользование предметами личной гигиены.

Гигиена девочки.

Гигиена мальчика.

Выбор гигиенических средств для ухода за телом.

Правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи.

 

2. Чистота, эстетика, здоровье.

Гигиена полости рта.

Как надо чистить зубы.

Наши зубы и вредные привычки.

Факторы риска развития стоматологических заболеваний. Уход за зубами.

Средства гигиены полости рта.

Выбор зубной щетки и пасты.

Питание и здоровье зубов.

Заболевания зубов, десен, меры их профилактики.

Профилактические осмотры у стоматолога.

 

3. Гигиена труда и отдыха.

Твой режим дня.

Активный и пассивный отдых.

Сон как наиболее эффективный отдых.

Биологические ритмы организма.

Режимы учебы, отдыха, сна.

Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия.

Оптимальные условия труда.

Планирование труда и отдыха в условиях подготовки к экзаменам.

Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам.

 

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

«Хорошие» и «плохие» микробы.

Инфекционные заболевания (грипп, ОРЗ, ОРВИ и др.) и способы защиты от болезни.

Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники и возбудители. Пути передачи.

Механизмы защиты организма.

Эпидемии, пандемии.

Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.

Инфекции, передаваемые половым путем.

Туберкулез, его предупреждение.

СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группы риска» по зарождению инфекционными заболеваниями.

Профилактика инфекционных заболеваний в различных жизненных ситуациях.

Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

 

5. Индивидуальные консультации для  учащихся и родителей.

 

6. Организация выставок литературы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.

 

7. Беседы, классные часы, игровые программы.

 

8. Выпуск  уголков здоровья, экранов чистоты, тематических газет, санитарных бюллетеней.