Программа ДОО "Школьный мир"




 

Программа

деятельности детской общественной организации

«Школьный мир»

 

 

Структура программы

1. Пояснительная записка

2. Цели, задачи, актуальность, ожидаемый результат

3. Методическое обеспечение программы

4. Содержание программы и механизм реализации

5. Кадровое обеспечение программы

6. Результативность реализации программой деятельности ДОО «Школьный мир»

7. Механизм оценки, критерии и показатели реализации программы.

 


1.Пояснительная записка

Говорят человек бывает счастливым, когда он живет добрыми воспоминаниями о своем детстве, а опорой в жизни является мир детских впечатлений. Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство пройдет, человеческий материал делается твердым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить» - эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.

Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми и как важно вымостить его кирпичиками счастья. А проявить свое творчество, сформировать свою гражданскую позицию ребенок может в коллективе. И таким коллективом для него является ДОО. Работа в детской организации готовит подростков к последующей гражданской деятельности; приобретается социальный опыт, умение самостоятельно планировать и реализовывать запланированное, а так же нести ответственность за свою деятельность. Дети учатся сотрудничеству, как со своими сверстниками, так и взрослыми, получают возможность не только выражения, но и защиты своих прав и интересов. Данная программа разработана с учетом потребностей детей.

Принципы, положенные в ее основу, учитывают, прежде всего, интересы детей:

1. Принцип гуманизма и демократии – отношения в организации основаны на честности, уважении, доброжелательности.

2. Принцип добровольности и самостоятельности – члены организации могут свободно войти в организацию и выйти из нее, свободно выбирать методы и формы деятельности, дети работают в коллективе, действуют самим, не дожидаясь призыва, имеют возможность сами выбирать себе партнеров для проведения дела, имеют возможность выбирать направление по интересам, переходя из одного в другое.

3. Принцип творческой активности – ориентация на личностные и общечеловеческие ценности, реализация творческого потенциала каждого и развитие социально – положительных черт в нравственной, художественной, духовной культуре ребенка.

4. Принцип непрерывности – возможность реализовать данную программу не только в течении учебного года, но и в каникулярное время.

5. Принцип деятельностного подхода – деятельность, в первую очередь социально – значимая, средство и решающее условие развития всех членов ДОО.

 

Программа деятельности детской общественной организации «Новое поколение» разработана в соответствии с Федеральным законом  «Об общественных объединениях», локальными правовыми актами - Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ;  Программой развития МАОУ «Алдиаровская средняя общеобразовательная школа», Уставом ДОО «Школьный мир».

Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 16 лет и направлена на создание благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, является комплексной 3-х годичной.

2.Цели, задачи, актуальность, ожидаемый результат программы

Цель программы:

Повышение степени самостоятельности детей и подростков, адаптация их в обществе, способность принимать на себя ответственность, воспитание социально-активной личности.

Задачи:

Воспитательные:

-формирование мотивов социальной деятельности;

 -выявление и подготовка лидеров, создание условий для формирования лидерских качеств, развития лидерства.

Образовательные:

-    формирование социальных умений в политической, экономической и духовной сферах;

-    формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

-    развитие организаторских способностей;

-    приобретение опыта человеческого общения, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Развивающие:

-    развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке;

   - развитие чувства собственного достоинства, самоуважения;

-    развитие природных задатков и творческого потенциала каждого Гражданина Организации.

Актуальность программы:

Детство подобно расплавленному металлу, который, будучи влит в форму, получает от нее свои очертания. Но лишь детство пройдет, человеческий материал делается твердым, и его нельзя уже после плавить, а можно только слегка подскоблить» - эти слова Ж. Рамбоссона помогают лучше понять всю важность периода детства в жизни человека, почувствовать груз ответственности, который лежит на плечах взрослых.

Детство – это отрезок большого пути, по которому дети идут за руку с взрослыми и как важно вымостить его кирпичиками счастья. Как сделать, чтобы ребёнок, входя во взрослую жизнь, в сложную систему социальных связей, не потерялся в сфере человеческих взаимоотношений, духовности, экономике, политике, полностью реализовал себя как личность.     Ответить на эти вопросы, создать условия для развития личности ребёнка в тесной взаимосвязи с обществом поможет деятельность детского объединения «Школьный мир». Актуальность Программы заключается в ее соответствии конкретном историческим и социально-педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально-активной личности.

Работая по данной программе, члены детской организации получают:

· интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

· возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

· выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

· участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

· возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.    

В процессе реализации программы ребенок участвует в самых различных аспектах взаимоотношений с окружающим миром: эстетических, этических, экономических, правовых и т.д.

В основу программы положены следующие воспитательные методы:

-    вовлечение в деятельность;

-    стимулирование;

-    сотрудничество;

-    доверие;

-    открытый диалог;

-    свобода выбора;

-    увлечение;

-    коллективный анализ и оценка;

-    контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения;

-    личный пример.

Программа разработана с учетом вариативности, то есть не только отвечает интересам детей, но и учитывает изменения окружающей жизни.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы члены ДОО «Школьный мир» должны:

· приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей интеллектуально-эмоциональной сферы;

· повысить свою социальную активность;

· расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности

· развить свои организаторские способности, творческий потенциал и лидерские качества каждого;

Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

· анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДОО «Школьный мир» (в ходе программы и по окончании);

· беседы, интервью с членами ДОО, педагогами, родителями.

· социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации  программы);

· включение педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;

· включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;

· метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;

· проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;

· анализ документации по проекту, программных документов детского объединения.

Критерии и показатели реализации программы:

Воспитательно-образовательные:

1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)

2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):

Категории роста

3 категория

«Знаю»

«Активист»

Знает формы и методы работы в ДОО, ее Устав; владеет методикой проведения разнообразных мероприятий; усвоил теорию Программы, принимает участие в ключевых мероприятиях.

2 категория

«Умею»

«Деятель»

Готовит мероприятия по каждой сквозной программе; разрабатывает сценарии, вносит предложения по улучшению деятельности. первичного объединения

1 категория

«Делаю»

«Лидер»

Является представителем какого-либо направления; участвует в проведении КТД; анализирует и корректирует деятельность ДОО.

 

3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.

4. Косвенные:

а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.);

б) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.

Социально-экономические:

1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность);

2. Психологический комфорт участников (%);

3. Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).

3.Методическое обеспечение программы

Осуществляется по следующим направлениям:

1. Адаптация федеральных, республиканских программ детского движения к условиям деятельности детской общественной организации «Школьный мир»

2. Разработка авторских программ по направлениям деятельности детской организации «Школьный мир»;

3.Программа обучения органов самоуправления детской общественной организации «Школьный мир»;

4.Семинары, практические занятия с педагогами, классными руководителями по проблемам детского движения;

5.Внедрение новых форм деятельности детской организации (из опыта работы детских организаций республики, России).

4.Содержание программы и механизмы реализации.

Деятельность детской организации «Школьный мир» строятся на основе документов:

1.Международная конвенция «О правах ребенка»

2. Закон РФ «Об общественных объединениях»

3. Устав районной общественной организации «Новое поколение»

4. Положение о детской общественной организации «Школьный мир»

 

Основные направления программы деятельности, предусмотренные данной программой:

1.Экологическое: Рассчитана на ребят всех возрастов, которые хотят лучше узнать природу своей малой Родины, помочь сохранить окружающую среду.

Цель: научиться жить в согласии с окружающей природой, жить по принципам.

Задачи:

- «не навреди» - случайно оброненной спичкой, сломанной веткой, сорванным цветком;

- «если сможешь, помоги» - посади дерево, расчисть родник, убери мусор;

- «наблюдай и изучай» - знай лекарственные растения, голоса птиц, грибы, редких животных и насекомых;

- «умей» - ориентироваться на местности, читать карту, ставить палатку, оказывать первую помощь.

Основные формы деятельности:

-участие в озеленении школьного двора;

-акции, атаки - уборка  экологически загрязненной местности;

-участие в конкурсах эколого-биологического направления;

-оказание помощи зимующим птицам

2.Гражданско – патриотическое.

Предусматривает воспитание истинных патриотов нашей Родины, изучение истории Чувашского края, возрождение традиций народа и семьи, изучение прав ребенка.

Цель:

Воспитание любви и уважения к своей семье, стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиции своей малой родины, содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.

Задачи:

- воспитание детей и подростков на примере старшего поколения;

- становление личностной позиции ребенка к понятию «наследник»;

- бережное отношение к истории и культуре родного края.

-изучать и пропагандировать права детей и подростков

Основные формы деятельности:

- создание летописи объединения;

-встречи с интересными людьми;

-посильная помощь ветеранам труда, школе, селу;

-поисковая работа; благотворительные акции ярмарки, концерты, вахта Памяти;

-изучение истории родного края, деревни, сохранение народных традиций проведение экскурсий по историческим местам Янтиковского района;

-проведение и участие в военно-спортивных конкурсах, играх, соревнованиях, смотрах.

-выпуск газеты «Личность. Мораль. Право.»

-выпуск листовок, молний;

 

3. Художественно – эстетическое. Рассчитана на ребят всех возрастов, направлена на приобщение детей к искусству.

В досуговых  мероприятиях раскрываются творческие способности, выявляется их индивидуальность, активизируется фантазия, инициатива и изобретательность. В социокультурных условиях нашей школы ребята реализуют себя, прежде всего, в театральном искусстве; постепенно из их числа выделяются группы учащихся, которые хорошо читают стихи, прозу, могут рисовать. Постепенно во взаимосвязи с художественно-творческой деятельностью формируются у членов общественной организации «Школьный мир» основы культуры общения, гуманистически направленное межличностное взаимодействие.

Цель: Содействовать развитию творческих способностей детей через организацию и проведение интеллектуальных и творческих дел и мероприятий.

Задачи:

-выявление творчески способных детей через внеклассные мероприятия;

-создание среды для реализации потребностей детей и подростков в самосовершенствовании, саморазвитии;

-организация содержательно емких досуговых мероприятий;

-способствовать созданию имиджа, стиля детской организации.

Традиционные дела:

- организация выставок творческих работ (авторских и коллективных)

- игра – путешествие «В мир профессий»

- концерт презентация «Парад звезд»

- КВН

Этапы реализации программы

Программа деятельности детского общественного объединения «Школьный мир » реализуется в три этапа:

I этап – подготовительный, создание нормативно-правовой базы, диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения  посредством опроса, анкетирования, проведения разовых мероприятий и нетрадиционных дел)

II этап – практический, предполагает определение, учитывая собранную информацию, традиционных дел ДОО, формирование органов самоуправления, и приобретение опыта социального общения со сверстниками, жителями села.

III этап – аналитический, включает систематизацию, обобщение и интерпретацию полученных данных, подведение итогов деятельности организации за время реализации программы. Этап так же направлен на определение новых целей и задач детского общественного  объединения «Школьный мир»

Методы реализации программы:

·       анкетирование, диагностики;

·       беседы, интервью;

·       наблюдение;

·       интерактивные методики;

·       обучающие семинары;

·       практические занятия, тренинги;

·       коллективные творческие дела и акции;

·       игры и игровые программы.

Механизмами реализации программы являются следующие виды деятельности:

·       патриотическая (встречи и помощь ветеранам труда и труженика тыла, встречи с участниками локальных конфликтов)

·       трудовая (благоустройство школы, села)

·       творческая (написание сценариев, проектная деятельность);

·       коммуникативная (работа с социумом, встречи с интересными людьми);

·       волонтерская деятельность (работа с детьми-сиротами и детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, работа с учащимися по  пропаганде здорового образа жизни);

·       туристическая  (походы и соревнования).

Приоритетная форма деятельности – участие в социально значимых делах.

 Основные формы деятельности:

Реализуя принцип добровольности и самостоятельности, в рамках данной программы нет обязательных форм деятельности. Но, опираясь на предыдущий опыт деятельности нашей ДОО, приоритетными являются:

Социально – значимые дела по различным направлениям деятельности в зоне действия ДОО, а так же в селе Алдиарово (акции, трудовые десанты, операции творческие, трудовые и гражданско – патриотической направленности, концерты для ветеранов, детей с ограниченными возможностями и т.д.)

Коллективно – творческие дела по различным направлениям деятельности:

1.Трудовые коллективно – творческие дела вырабатывают у ребят свое отношение к труду, приносящему радость жизни; воспитать умение и привычку на деле заботиться о людях и работать самостоятельно:

«Трудовое дело», «Дело заботы», «Никто не забыт, ни что не забыто».

2. Познавательные коллективно – творческие дела развивают любознательность, находчивость, творческое воображение и товарищескую взаимопомощь; объединяет взрослых и детей в едином деле:

«Игра - дело серьезное», «В мире знаний».

3.Художественные коллективно – творческие дела – это драматическое творчество и поэзия, различные виды изобразительного искусства, вокал, музыка, хореография.

Художественные коллективно – творческие дела позволяют развивать художественно – эстетический вкус у детей, воспитывая интерес к духовной культуре и искусству, желание попробовать себя в творчестве:

«Снежная сказка», «Туристическими тропами», «Никто не забыт, ни что не забыто».

4.Организаторские коллективно – творческие дела  развивают организаторские способности детей, учат находить выход из различных ситуаций:

«Поиск», «Содружество».

Любое практическое дело - будь оно трудовым, познавательным или художественным – становится коллективным и творческим только в настоящей совместной организаторской деятельности. Таким образом: происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки самообразования и самовоспитания; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в селе.

Детская общественная организация «Школьный мир» имеет следующую структуру: высшим органом детской общественной организации является СБОР, который созывается не реже одного раза в год. Решение о созыве принимается на основе заявления ребят и решения Парламента детской организации. Сбор решает любые вопросы жизнедеятельности организации (принимает Устав, заслушивает отчет и обсуждает его, может принять решение о прекращении деятельности организации). В период между сборами руководящими и организующим органом является Парламент, который собирается не реже одного раза в месяц. Парламент состоит из министерств. Возглавляет Парламент президент, который избирается из числа членов ДОО открытым голосованием. Детская общественная организация «Школьный мир» состоит из семи  министерств:

1.    Министерство образования

2.    Министерство информации

3.    Министерство общественного порядка

4.    Министерство милосердия

5.    Министерство культуры

6.    Министерство труда и экологии

7.    Министерство физкультуры и спорта

 

Формы взаимодействия с социумом:

Детская организация «Школьный мир» осуществляет сотрудничество с различными социальными и образовательными учреждениями:

-РДОО «Новое поколение»

-Алдиаровскоский дом культуры

-Янтиковский ДЮЦ

-МАОУ «Алдиаровская СОШ»

-Алдиаровское сельское поселение

6. Кадровое обеспечение программы

Заместитель директора по ВР  - осуществляет организационную, методическую и координационную функции.

Для успешной организации деятельности детского общественного объединения планируется привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников школы, родителей, функции которых заключаются не в опеке детей, а создании им условий для возникновения потребности во взаимодействии с ними. в организации функции взрослых можно сформулировать так:

- расширять, углублять и дополнять знания учащихся;

- придавать деятельности организации практическую направленность (участие в выставках, концертных программах, соревнованиях, благотворительных акциях и т. д.);

-    защищать Организацию от деструктивных сил;

-    выполнять разнообразные защитные функции;

создавать творческую обстановку для работы организации.
Таким образом, взрослые являются неформальными лидерами Организации.

Данная программа может быть реализована при наличии:

-работоспособного Совета организации;

 -заинтересованного руководителя, занимающегося проблемами организации; 

-финансирования организации заинтересованными учреждениями, организациями;

-помещения для работы Совета ДОО «Школьный мир»
-создание методической базы для работы организации;
- необходимого оборудования и инвентаря.

 

Предполагаемые затраты.

1.Транспортные расходы (проезд до точек назначения и обратно во время проведения походов и акций).

2.Питание во время туристических  походов.

3.Приобретение необходимого оборудования.

4.Приобретение инвентаря и расходных материалов для благоустройства. 5.Приобретение канцелярских товаров, фотопленки, компакт дисков, игрового и спортивного инвентаря, фотопечать.

6.Работа в сети Интернет.

 

7. Результативность реализации программной деятельности

Реализация программы позволит участникам:

1.    Участвовать в общественно-значимой деятельности школы, формировать свою гражданскую позицию, любовь к Родине, оказывать помощь ветеранам и пожилым людям.

2.    Реализовать свои интересы и потребности

3.    Учиться самостоятельности, планированию и анализу творческих дел для себя и для младших ребят;

4.    Попробовать свои силы, как в роли организатора, так и в роли исполнителя;

5.    Развивать коммуникативные навыки общения, которые могут использоваться в различных конкурсах, викторинах, посиделках, круглых столах.

6.    Приобретать более широкую сферу общения со сверстниками.

7.    Участвовать в художественной самодеятельности.

 

8.Механизм оценки

Мониторинг

Изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия:

  • анкетирование, проведение диагностик ценностных ориентаций членов ДОО «Школьный мир»  (в ходе программы  и по окончании);
  • беседы, интервью с членами ДОО, педагогами, родителями.
  • социологический опрос и беседы с теми людьми, которым оказывалась социальная помощь и поддержка (в течение и в конце реализации  программы);
  • включение педагогов в анализ и проектирование хода мероприятий;
  • включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях;
  • метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы;
  • проведение итоговых мероприятий, фестивалей, конкурсов;
  • анализ документации по проекту, программных документов детского  объединения.

Критерии и показатели реализации программы

Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)

2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):

не умел - научился,

не знал - узнал,

не имел - приобрел

3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.

4. Косвенные:

а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.);

б) характер и число реализованных инициатив детского объединения в рамках программы.

Социально-экономические:

1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, активность);

2. Психологический комфорт участников (%);

3. Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение).